ИПЦ – индекс потребительских цен (6 часть)

инфляция, дефляция, индекс потребительских цен

Потребительский набор периодически требует пересмотра в связи с изменениями, которые происходят в структуре потребительских денежных расходов населения. С течением времени некоторые товары (услуги) понемногу утрачивают свою актуальность, зато на потребительском рынке возникают их новые виды, которые завоевывают еще большую популярность у людей и, соответственно, занимают все более существенный удельный вес в потребительских денежных затратах домохозяйств. Ярким примером этого служат мобильные телефоны, DVD-плееры, бытовая техника, кабельное телевидение, Интернет, которые в последние годы пользуются большим спросом у населения. Поэтому если кто-то из вас зайдет в глобальную сеть, чтобы купить масляный радиатор Rolsen ROH-D9, то вы этой покупкой тоже повлияете на уровень ИПЦ (хотите вы этого или нет – это экономика).

Именно поэтому потребительский набор периодически пересматривается с тем, чтобы его состав был максимально приближенным к современным условиям. Просмотр набора осуществляется один раз в 5 лет (такие рекомендации дает Международная Организация Труда). За время расчета ИПЦ потребительский набор товаров (услуг) менялся четыре раза. Сначала он состоял из 300 позиций, впоследствии – с 425, и сейчас – с 270. На каждый товар (услугу), отобранный для наблюдения за изменениями цен (тарифов), Госкомстатом определяется также удельный вес, который рассчитывается как частное от деления потребительских денежных расходов на его покупку в общих потребительских денежных затратах домохозяйств за год.

В результате каждый товар (услуга) получает свой весовой коэффициент, используемый для расчета индекса цен по группам, подгруппам, товарами и услугами. Таким образом, каждый товар (услуга), в зависимости от величины этого коэффициента и уровня изменения цен, влияет на величину ИПЦ в разной степени. Например, поскольку большинство семей тратят на хлеб большую долю своего бюджета, чем на рыбную икру, удельный вес расходов населения на хлеб больше удельного веса расходов на рыбную икру. Поэтому повышение цены хлеба на 25% имеет большее влияние на показатель ИПЦ, чем серьезное подорожание икры даже на 200%.

Поскольку под влиянием изменения цен величины доходов и ряда других факторов в структуре потребления и соответствующих денежных затрат происходят определенные изменения, весовые коэффициенты для ИПЦ пересматриваются раз в год (для отражения этих изменений).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *